Раковины на внешней стенке гильз цилиндров (кавитация)
СИМПТОМЫ:
На внешних участках гильз цилиндров мокрого типа в области водяной рубашки имеются углубления или отверстия (кавитация, рис. 1a+b); однако большей частью они видны только со стороны наибольшей боковой нагрузки, и / или с противоположной стороны (рис. 1). в верхней или нижней мёртвой точке поршня.
ПРИЧИНЫ:
Кавитационные повреждения возникают вследствие колебаний гильзы цилиндра. Такие колебания могут появляться на стенке цилиндра при смене рабочих циклов поршня в верхней и нижней мёртвых точках и передаваться на окружающую водяную рубашку. При ответном движении стенки цилиндра во время фазы колебания возникает кратковременный вакуум, ведущий к образованию в воде пузырьков пара. Обратное колебание водяного фронта вызывает схлопывание пузырьков пара, причём возвращающаяся вода разбивается о гильзу цилиндра и вызывает эрозию металла. Следующие моменты способствуют развитию кавитации:
- В охлаждающей жидкости находится недостаточно антифриза, сокращающего образование пузырьков.
- Система охлаждения, например, крышка радиатора негерметична. Вследствие этого в системе охлаждения не создаётся необходимое давление, что также приводит к усиленному образованию пузырьков.
- Гильза цилиндра имеет в картере слишком большой люфт. Тем самым не осуществляется достаточного гашения колебаний, причиной которых является смена рабочих циклов поршня.
- В системе используется неподходящая охлаждающая жидкость (например, с содержанием кислоты и т. п.).
- Двигатель имеет слишком низкий температурный уровень. Вследствие этого слишком низким является и уровень давления охлаждающей жидкости, что способствует образованию пузырьков. При этом и поршень не достигает своей рабочей температуры, имеет увеличенный зазор и излишне жёсткую смену рабочих циклов. Слишком низкий температурный уровень может иметь следующие причины:
– Термостат или термовыключатель неисправен.
– Вязкостная муфта вентилятора неисправна, то есть вентилятор работает постоянно.
УСТРАНЕНИЕ ДЕФЕКТА/ПРОФИЛАКТИКА:
- Необходимо обязательно проверить систему охлаждения (крышку радиатора, шланги, хомуты) на герметичность.
- Следует залить достаточное количество антифриза с антикоррозийными свойствами.
- Требуется проверить правильность работы компонентов системы охлаждения (термостат, вентилятор, термовыключатель).
Рис.1a Гильза цилиндра с кавитационными повреждениями